СМИ о Совете депутатов

Чему учат в школе?

Часто ли мы, родители, заглядываем в домашнее задание своих детей? Нет, не в задания по русскому и математике – эти предметы давно и прочно мы, родители, считаем предметами основными и определяющими. Эти предметы как гранит – неизменно перешли к нашим детям из нашей советской школы. А в те предметы, которые, как мягкая глина, постоянно меняются в зависимости от того, какие руки из Минобразования эти предметы лепят? Так вот, часто ли мы проверяем историю или обществознание? Информатику или окружающий мир? К слову, информатику сегодня преподают, начиная с начальной школы, и речь на этом предмете идет о чем угодно, вплоть до иконописи, потому как информатика представляется как предмет, информирующий о появлении вообще письменности – по крайней мере, это можно вывести из содержания учебника.

Современная школа серьезно трансформировалась – это факт. Появились и новые предметы, и новое видение предметов старых. Те, кто учился в СССР, изучали труд, рисование и пение – вполне конкретные предметы, конкретно говорящие, чем дети на этих предметах занимаются: трудятся, рисуют и поют. Поколение 90-х и все последующие поколения получили эти предметы уже в новом видении – как технология, ИЗО (изобразительное искусство) и музыка. Не стало конкретики, а вместе с ней не стало и смысла. Чему учат эти предметы?

Положа руку на сердце – вообще ничему. Нет, в программе вы прочитаете, что они учат высокому и вечному – изобразительному и музыкальному искусству, но программа также далека от жизни, как далеки от жизни идеи коммунизма (кто вырос в СССР – не дадут соврать). В сухом остатке, ИЗО и музыка – самые несчастные предметы, на которых дети, в лучшем случае, рисуют что-то на свободную тему, отдыхая и разгружаясь после русского или математики, в худшем – получают дополнительную дозу бессмысленной информации. Почему бессмысленной? А потому что всё, что бессистемно и не ко времени – оно бессмысленно.

Советская система начального образования (нравилась она кому или нет), была выстроена в ровную образовательно-идеологическую схему, где даже труд, рисование и пение воспринимались как основные предметы, потому как на них детей учили конкретному ремеслу.Мальчики изучали столярное и слесарное дело, девочек учили рукоделию – это на предмете труд.На рисовании – учили основам рисования (где через натюрморт и пейзаж обучали правильно рисовать геометрические фигуры и перспективу), которые естественно переходили в основы черчения –предмета, изучаемого в седьмом классе сразу после рисования.Причем, черчение вел уже знакомый детям учитель рисования; а после черчения ученик поступал или в строительный техникум, или в вуз, но подготовка к этому поступлению начиналась как раз с урока рисование. На пении дети занимались по системе Кобалевского, где через пение и музыку проникались величием социалистического строя. На природоведении дети системно изучали, в частности, природу и историю своего края и, ав общем – природу и историю СССР. Каждый предмет ненавязчиво дополнял другие предметы.В итоге ребенок переходил в среднюю школу с уже устоявшимся, понятным ему мировоззрением, потому как знания ему давали систематизировано – от А до Я. Единственный перегиб (неизбежный в любой идеологии) – ребенку внушали, что его советская страна самая лучшая, и другой такой нет и не было.

Откройте сегодня дневник ученика начальной школы.Кроме информатики вы увидите такой предмет, как экономика, хореография, шахматы, в мире книг, праздники и традиции, жизненные навыки, окно в мир, веселая физкультура, основы религиозной культуры и светской этики, русский, чтение, математика, физкультура, английский, технология, ИЗО, музыка – это всё предметы, изучаемые в начальной школе. Причем, учитель по-своему усмотрению расставляет время проведения этих уроков – веселую физкультуру, шахматы и экономику он может поставить в первой половине дня, а русский и математику – во второй. Таким образом, ребенок вынужден находиться в школе в течении всего дня. Для понимания, распишем весь учебный день начальной школы. До полудня идут основные уроки, затем обед, далее внеурочная деятельность. На внеурочную деятельность ребенок может и не ходить, если родители напишут заявление, где укажут, что их ребенок занимается в кружке или секции. Но опять же, учитель может поставить русский или математику, как уже было сказано, на внеурочное время, последними уроками. Итог предсказуем – ребенок не может пропустить математику.Потому как математика и русский –предметы точные и на многие десятилетия заряжены мощным иммунитетом:«не» с глаголами как писалось в советской школе раздельно, так и пишется.Глаголам, как и существительным, чужда любая идеология. Но предметы не точные, предметы гуманитарные – они зависимы от внешнего мира.

Сегодня нет природоведения и труда, их заменил целый ряд замечательных предметов: праздники и традиции, жизненные навыки, окно в мир, основы религиозной культуры и светской этики, технология и окружающий мир. С первого взгляда, ничего странного – все эти предметы рассказывают об истории и культуре России. Учебники для советской школы составляли кандидаты и профессора, учебники проходили жесткую цензуру. В советском учебнике вы не найдете историю «государства» Древняя Русь. Сегодня цензуры нет, и учебники составляют не профессора, потому в учебнике по окружающему миру есть «государство Древняя Русь»и дети изучают историю этого государства. Подобных примеров масса, и при желании вы их найдете в каждом современном учебнике: в учебнике по информатике вам расскажут об особенностях естественного языка (не разговорного, не письменного, а именно естественного), в учебнике экономии на примере белки и орехов ребенок будет изучать акционерные общества и банковское дело.Чему обучает предмет веселая физкультура – даже страшно представить. Видимо, привычный предмет физкультура –предмет грустный и депрессивный.

Можно долго шутить, но если говорить серьезно, то современная школа –  точная калька современного общества.

Казалось бы, для чего такое чрезмерное количество предметов, когда все их можно объединить? Например, «хореографию» с обеими физкультурами, а чтение с «в мире книг» и с «окном в мир», где так же читают книги?Праздники и традиции – с жизненными навыками, основой религиозной культуры и светской этики и окружающим миром? Для чего потребовался такой«передоз» предметов?

Для чего образовательная школа взяла на себя функции дополнительного образования? Иначе как объяснить появления предметов «шахматы» и «хореография»? Для чего внеклассное чтение, которое было в советской школе, раздробили на такое количество отдельных литературных предметов? Зачем поменяли название «труд» на «технология»?

Обратимся к словарям.

Технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – мысль, причина; методика, способ производства, англ. technology) является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. 

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Конкретика исчезла не только в названии предметов, но и в их содержании.

Ученик 70-х получал по рисованию тройку или пятерку вполне заслужено: по его рисунку было видно, насколько точно он научился рисовать эллипс или куб – навык, необходимый ему на следующем этапе, черчении.

По «образному» предмету ИЗО конкретную оценку поставить просто невозможно – как можно оценить личный образный взгляд?

Тоже и с предметом музыка, то же и с технологией. Об остальных предметах и речи нет. Какой оценке поддаются «праздники и традиции» или «жизненные навыки»? А «веселая физкультура» вообще должна вогнать преподавателя в ступор – получается, оценивать надо по шкале смеха?

Меняется строй, меняется идеология, меняется общество – меняется и образование общества.

Советскому рабочему с детского сада внушали, что он хозяин, и подтверждали это зарплатой – нередко рабочий получал больше инженера. Дворников привлекали на работу внеочередной квартирой. Сама идеология была построена на гегемонии пролетариата – на этом и была выстроена образовательная система.

Как в рамках капитализма заставить рабочего уважать самого себя, когда человеку с детского сада внушают, что рабочий – это второй сорт?

Очень просто – сменить название.

За непонятным и от того внушающим уважение названием «мерчандайзер» скрывается продавец отдела, а «клиннинг-менеджер» – это дворник или уборщик. Но к этому нужно готовить человека с начальной школы. За внушительными названиями «информатика» и «экономика» стоят невнятные попытки научить ребенка обыкновенному счету. Но какое самоуважение!Ты изучаешь не арифметику в школе, а Экономику в Гимназии! Полы в общественной уборной моет не уборщик, а Клиннинг-менеджер!

Над чем шутят современные офисные работники? Они шутят над бесконечными своими презентациями, семинарами и докладами, которые от них требуют. Потому как конкретная работа, которую выполняет сотрудник, и доклад с презентацией, который от него требуют – они не пересекаются, как не пересекается и то, что учитель дает ученикам на уроке и что он пишет в своей программе, по которой он отчитывается перед директором.

Сегодня количество отчетов в разы превышает выполненную работу, и это во всех трудовых сферах – будь то полицейский, врач или школьный учитель.

Люди тратят две трети своего рабочего времени на написание отчета о проделанной ими одной третьей работы.

А как живет общество – тому же и учат в школе.

Практически по всем предметам ученик обязан подготовить доклад.

Как это происходит. Четвертый класс,урок «окружающий мир».

Учитель: «Дети, к следующему уроку вам надо подготовить доклад на тему «Архитектура 18 века». Интернет у всех дома есть, попросите родителей – они вам помогут.Но я уверена, что вы все умеете пользоваться интернетом. Размер – не более одной странички».И более не слова, зачем десятилетнему ребенку надо знать архитектуру 18 века? Почему не 17-го или 15-го века? К слову, более никакой архитектуры ребенок изучать не будет, потому как следующая тема - «Парадный портрет». Ребенок приходит домой, просит родителей, те набирают в поисковике «архитектура 18-го века», распечатывают на принтере. Ребенок приносит этот «отчет» учителю, и получает свою пятерку. Всё. С тем же успехом он мог бы распечатать и принести доклад о сопромате или государственном строе Китая, причем на китайском языке. Результат бы не изменился – ребенок получил бы отлично. Потому как задача непонять, а распечатать и сдать.

Детей, начиная с начальной школы, приучают к необходимости отчетов. Ребенок с начальной школы должен привыкнуть, что отчетность – это не бессмысленная трата времени, а необходимость, с которой надо мириться и которую надо выполнять.

Формируется новое общество потребителей – собственно, то, что и было заявлено бывшим министром образования Фурсенко.

И формирование идет не в одной школе. Формируют СМИ, формирует улица и… формирует семья.

И потому, прежде, чем ругать школу и учителей, оглянитесь, чем занят ваш десятилетний ребенок?Он сидит ВКонтакте и выкладывает снятое им видео? Значит, всё нормально – он готовится быть полноправным потребителем.

Евгений Клюев, депутат, директор школы №2:

Можно ли сравнить российскую армию образца 1812 года и современную российскую армию? Конечно, нет, это просто некорректно. Можно сравнить армию Кутузова и Наполеона.

Точно так и со школой – некорректно сравнивать советскую школу и современную российскую школу. 

Сегодня на российского учителя как никогда возложена серьезная ответственность – не просто выбрать из всего количества учебников нужный учебник, но и скорректировать его. Можно просто провести урок, следуя букве учебника, а можно выделить главное и научить ребенка – все зависит от личностных качеств самого учителя. 

Сегодня директор должен дать возможность учителю самому выбрать учебник, по которому он будет работать. Далее учитель пишет рабочую программу по учебнику, в которой он корректирует то, что написано в учебнике. К сожалению, в современных учебниках достаточно фактических ошибок.

Раньше обучение проходило в одном предметном русле. Рассмотрим на примере советского природоведения – предмет буквально соответствовал названию, он изучал природу. Сегодня обучение проходит сразу в трех руслах: предметное, метапредметноеи личностное – изучается сам предмет, предмет связывается с остальными предметами, и учитывается характер ученика. Поэтому природоведение и трансформировалось в окружающий мир, где уже присутствуют элементы истории, биологии и даже литературы. Предмет стал многограннее и шире. И ответственность учителя повысилась. Современному учителю гораздо сложнее работать, чем учителю в советской школе. Советскому учителю достаточно было следовать букве учебника и выходить за эту букву не приветствовалось. Современный учитель вынужден далеко выходить за рамки учебника. Учебник для современного учителя – лишь в своем роде отправная точка. И каждый свой шаг современный учитель должен документировать. А это серьезное испытание.

Еще не так давно, были учебники по истории, где коверкали факты о Великой Отечественной войне, где говорили, что космос покорили американцы. И пока народ возмущался, а в министерствах принимали решения – именно учителя противостояли этой информационной лжи. И это, скажу вам, мужество – не опустить руки, а рассказывать ученикам, как оно было, а не как написано в учебнике.

Поэтому сегодня российская школа, по сути, держится на энтузиазме учителя. А залог этого энтузиазма – энтузиазм всего педагогического коллектива. 

Источник:"Выбирай в Серпухове"

Дата публикации: 2016-04-08

Поделитесь новостью:


Смотрите также:

Прием граждан
Суббота, 27 апреля 2024г.
2 мая личный приём граждан проведёт руководитель Московского областного отделения «Молодой Гвардии Единой России», депутат Совета депутатов Серпухова Диана Алумянц. читать далее

В Серпухове наградили лучших работников муниципальной власти
Пятница, 26 апреля 2024г.
26 апреля в администрации Городского округа Серпухов прошло торжественное собрание по случаю Дня местного самоуправления. читать далее


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации            


Совет депутатов города Серпухова, тел. 8 (4967) 39-61-92, 8 (4967) 75-34-78, 142203, Серпухов, ул.Советская, д.88, каб. 420., каб. 431